Всегда на передовой
Засожевский край не так уж и отдален от районного центра, но река Сож, в иные сезоны труднопреодолимая, усложняет дорогу к нему. Здесь осталось всего три обитаемых населенных пункта, окруженные первозданной природой. А когда-то эти окрестности были густонаселенными. Мало что осталось и от той деревни Волынцы, которую помнит из своей юности ветеран Великой Отечественной войны Петр Лукич Мироненко, проживающий на улице Мира. Сейчас ему 88 лет, а летом 1941 было всего 17, и окончил он тогда семилетнюю школу.
— Подготовили нас, десяток таких подростков, к отправке в г. Ленинград, в фабрично-заводское училище, одели в форму «фабзайчат», как тогда говорили, и повезли. Мы ехали и не знали, что на рассвете нача¬лась война. В Рогачеве на железнодорожной станции, когда уже готовы были садиться в поезд, начался авиационный налет. Вой, грохот, крики – страшно. Мы до того перепугались, что кинулись врас¬сыпную, убегать через лес домой.
Кое-как добрались. А через день-два пришли немцы,– с волнением вспоминает те события ветеран.
Когда началась, по словам Петра Лукича, партизанская пора, он с радостью вступил в отряд, которым руководил А. Ушев. Постепенно движение набирало силу, засожевье стало укрепленным партизанским краем, куда фашисты не рисковали лишний раз попадать, только обстреливали из орудий. Молодой боец вместе с товарищами выполнял задания командиров. Помнит, как ходили на железную дорогу под Буда-Кошелево подрывать пути, по которым шли составы с оружием и боеприпасами под Москву. Нарушали телефонную связь под г. Славгородом – спиливали столбы, снимали провода и топили в реке. Карали полицаев.
После освобождения района пар¬тизаны соединились с действующими войсками. В г. Рославле было осуществлено пополнение части, которую отправили освобождать Гомельщину. Уцелевших в жесточайших боях под г.г. Рогачевом, Жлобином и Веткой, влили в состав нового формирования, с боями прошедшего в дальнейшем по западной Украине, Польше, Германии
Рядовой Мироненко воевал сначала в качестве стрелка, затем был связистом.
— На самой передовой под пулями и снарядами бегал, восстанавливал в мороз голыми руками провод, обеспечивал связь между батальоном и ротами, — характеризует он свои действия.
После этого его зачислили в артполк артиллеристом 85 мм пушки, а потом – 122 и 152 мм гаубицы. Сра¬жался смело, не щадя жизни, трижды был ранен, но вновь становился в строй. Войну окончил на берегу реки Эльбы в звании сержанта, с наградами на гимнастерке: орденами — Славы 3 степени и Отечественной войны 1 степени, медалями – «За победу над Германией» и «За отвагу». В ноябре 45-го возвратился домой.
— А здесь — второй фронт, — вспоминает ветеран. – Разруха, голод. Поставили меня бригадиром, дали задание восстанавливать колхоз, а техники нет никакой, из тягловой силы – две лошади. Соберу баб, выведу их в поле, они, где тяпками, где впрягшись в плуг, поднимали землю, сеяли вручную, а потом жали серпа¬ми. Бабскими руками налаживали жизнь. А наша молодость вся прошла в тяжелых условиях.
В январе 1946 года солдат Победы создал семью. В жены взял бойкую, красивую девушку, в которую выросла маленькая девчушка Дуня, бывшая одноклассница, знакомая ему с детства. Шестьдесят семь лет они уже с Евдокией Николаевной вместе, идут рука об руку по жизни, трудились в колхозе, строили дом, воспитывали троих детей. Петр Лукич всегда был на передовой: добросовестно трудился, принимал активное участие в общественной жизни, в качестве депутата сельского Совета решал проблемы односельчан.
Сейчас супруги борются с другими трудностями – возрастной слабостью и хворями, но стараются справляться со всем своими силами, хотя за ними приглядывает Татьяна Анатольевна Половкова, заведующая клубом и соцработник на полставки. Ей они доверяют во всем и каждый раз ждут с нетерпением, чтобы пообщаться. Она и проводила нас сюда. Мы беседуем обо всем понемногу. Петр Лукич вспоминает войну, а Евдокия Николаевна, сидя рядом, ворчит на него за говорливость, а сама то и дело заботливо поправляет ворот рубашки, оглаживает на плечах пиджак. «Вот какая у меня молодица», — хохочет тот в ответ. Подхватывает смех и она. И так приятно смотреть на этих уже очень пожилых людей, сохранивших красоту, бодрость духа, теплые чувства друг к другу, общительность, интерес к жизни и ясность ума. Наверно, действительно нужно пройти сквозь тяжелые испытания, чтобы уметь радоваться и дорожить каждой прожитой минутой.