Можно ли получить пенсию, не имея паспорта?
25 февраля 2015 года Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 134 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения личности граждан Республики Беларусь, не имеющих документа, удостоверяющего личность, для целей пенсионного обеспечения» (далее – постановление). Данное постановление направлено на реализацию решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 9 июля 2014 г. № Р-944/2014 «О правовой неопределенности в правовом регулировании удостоверения личности при назначении пенсии органами по труду, занятости и социальной защите».
Реализация права на государственное пенсионное обеспечение неразрывно связана с личностью гражданина. В связи с этим, в целях подтверждения личности гражданина при обращении за назначением пенсии гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Документом, удостоверяющим личность гражданина Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь.
Вместе с тем, некоторые граждане Республики Беларусь не имеют паспорта в связи с отказом от его получения по религиозным и иным мотивам. Это не позволяет им реализовать право на пенсионное обеспечение.
Постановлением предусмотрено, что для целей пенсионного обеспечения в органах по труду, занятости и социальной защите личность гражданина Республики Беларусь, не имеющего паспорта, подтверждается заключением о подтверждении личности гражданина, выдаваемым органом внутренних дел по месту последней регистрации по месту жительства этого гражданина.
Для этого гражданин представляет в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации по месту жительства либо по месту фактического жительства заявление о подтверждении личности по установленной форме, свидетельство о рождении, десять одинаковых цветных фотографий, соответствующих его возрасту (40 x 50 мм), другие имеющиеся документы, которые, по мнению гражданина, могут быть использованы для подтверждения его личности.
Выплата пенсии, назначенной гражданину, личность которого подтверждена соответствующим заключением, будет осуществляться объектом почтовой связи по месту фактического жительства на основании поручения на выплату пенсии органа по труду, занятости и социальной защите. При получении пенсии гражданином должен предъявляться второй экземпляр данного поручения. В случае утраты (хищения) этого документа, закрытия (переименования) объекта почтовой связи, перемены места жительства гражданину по его обращению органом по труду, занятости и социальной защите будет выдаваться новое поручение.
Постановление вступило в силу с 1 марта текущего года.
Дополнительную информацию по данному вопросу можно получить по телефону: 2-12-69, 2-12-35, а также в управлении по труду, занятости и социальной защите Кормянского райисполкома по адресу: г. п. Корма, ул. Ильющенко, 34, каб. 104.
Управление по труду, занятости и социальной защите