Трудовая доблесть района в лицах: Ремма Тимофеевна Погребенко
Судьбы людей, родившихся перед войной, во многом схожи. Годы оккупации, родственники в партизанах, женщины в бегах от фашистов. После освобождения – ранний тяжелый труд. Вот и у Реммы Тимофеевны Погребенко из д. Каменка все было точно так же.
Всего 5 лет походила она в школу. Ни носить, ни есть было нечего, и она стала работать. Сначала с подружками на «ветрогонке» – приспособлении для чистки зерна, на котором нужно было крутить ручку. Девчонки просились и в ночную смену, все-таки кроме засчитанного 1 трудодня на руки давали 8 копеек. Но уж очень малы они были возрастом и их жалели. Чуть позже перевели ее в полеводческую бригаду, а потом на свиноферму.
Труд был главным смыслом жизни Реммы. Таким же жадным до работы оказался и ее муж Иван. За дело они страдали всей душой. Пусть приходилось отдавать почти все время и силы, и было оно тяжелым, грязным и малооплачиваемым. И на свиноферме, куда добиралась Ремма пешком сквозь непогоду, зимой замерзая так, что зуб на зуб не попадал, а одежду приходилось буквально отдирать от тела, где носила в чаны мякину, варила картошку, вед-ром, раздавала корм свиньям, а приплод берегла как собственных детей. Зато и сохранность была самой высокой. И на откорме телят, где строго соблюдался рацион, составлять который нужно было вручную: открыв стог, нагрузить сена по 3 кг на голову, насечь сенажа в яме, привезти и разложить по кормушкам. За телятами уход большой нужен был. И отвары им Ремма готовила из льняного семени, и уколы научилась делать, потому что ветврач один был, везде не успевал. Иван за молодняк тоже сильно переживал. Помнит Ремма, как заболел один теленок, а она пожаловалась дома мужу. Ох, как он переполошился: «Что ж ты бросила его, если что с ним случится, я тебе этого не прощу!». И она, ночью, бросив все в доме на Ивана, побежала назад. И на дойке, где надо было раздаивать молодых коров, приноравливаться к характеру каждой, ведь были и такие, что и копытом могли ударить, таскать бидоны с молоком – Ремма, даром, что 40 кг весила, а таскала по два бидона зараз. Правда, потом установили доильные аппараты, и труд облегчился. У них и дети, пятеро, выросли, можно сказать, в телячьих станках и к сельской работе были приучены с малолетства.
Кроме добросовестности супругов отличала необыкновенная честность. Как бы трудно они не жили, чужого никогда не брали. Поначалу Иван вечерами при свете самодельной лампы мастерил грабли и корзины, Ремма заготавливала лозу и носила изделия в Журавичи на базар. Затем возили яблоки из своего сада, а назад тянули мешки с зерном и комбикормом для собственных свиней. С фермы они не взяли ни клочка колхозного сена, ни сумки с мукой. А когда у Ивана, выпасавшего частное стадо, пропала корова, они продали из дома все, что можно, но с хозяином расплатились сполна.
Ремма Тимофеевна Погребенко награждена медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда» и Медалью материнства, многочисленными Почетными грамотами. И бережно хранит, как и фотографию, которая была размещена на районной Доске почета – в них вся ее трудовая жизнь.
Галина Лисименко
Фото М. Богдановича