Между Благовещением и Вербным воскресеньем
Сегодня, 7 апреля, православные верующие празднуют Благовещение. Это воспоминание того дня, в который будущая мать Иисуса Христа узнала весть о том, что ей предстоит родить Спасителя, предреченного многими пророками, о том, что она избрана быть Матерью Сына Божия.
Приняв эту весть со смирением и любовью она еще не знала, что ей предстоит великое испытание. Народ, ради которого на землю придет Спаситель, увидев множество чудес, услышав Его учение о Боге, любви и мире, о Царствии Небесном, в которое можно войти как в закрытый когда-то для человека рай, все же не смог вместить этих знаний. А кто-то увидел в Христе угрозу своей привычной устроенной жизни. Другие открыто возненавидели Его и стали делать все возможное, искать поводы, чтобы погубить. Мы знаем, что в конечном итоге им удалось это сделать. И те события, предшествовавшие казни Сына Божия, вспоминаются верующими в последнюю неделю перед Пасхой – Праздником, доказавшим, что есть иная жизнь, не ограниченная земным сроком и тленным телом, в котором живет этот отпущенный Богом срок душа человеческая на земле.
Но перед воспоминаниями о страданиях, казни и о самом Воскресении, Церковь вспоминает, как многие современники принимали Христа, ожидая от него, что он станет царем земным, их правителем. Этому посвящен Праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Он в этом году отмечается завтра, в воскресенье, 9 апреля. О нем говорится в Священном Писании. Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря, за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос собрался идти в Иерусалим, произошло неожиданное. Множество народа, пришедшего на праздник, услышав об этом, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!». Подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, как Царя, сына Давидова.
Праздник от использования в этот день ваий (пальмовых ветвей, а в России – верб) называется еще Неделей ваий или Вербным воскресеньем. Откуда же появилось на Руси название Вербное воскресенье? Разве в бытность Христа в Иерусалиме верба росла? Ее там не было. Поэтому Вербное – чисто русское название этого дня.
В России и в нашей Беларуси Вербное воскресенье – один из наиболее почитаемых православных праздников. К этому времени обычно начинает цвести верба. Всегда приятно наблюдать, как прихожане на богослужении держат в руках не только зажженные свечи, но и веточки вербы с почками-«котиками». Служба получается светлой и доброй.
После службы женщины иногда подходят друг ко другу и ласково так говорят: «Давай постучу-ка ею по тебе и деткам, чтоб здоровы были». Похлопывают и в это время приговаривают: «Будь такой же сильной, как верба, такой же здоровой, как ее корни, такой же богатой, как земля»… И вновь мы становимся свидетелями того, как православные традиции пересекаются с народными приметами. Недаром верба считается самым жизнестойким деревом, говорят, что если ветку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется и начнет расти…
У православных христиан есть обычай хранить освященные вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. До праздника старые ветки вербы сжигают, а новые ставят в красный угол.
Подготовила Виола Лехнович