Словарный запас: разбираем новые слова и их значение
Продолжим изучать новые слова, и сегодня они будут на тему бизнеса.
Краудфандинг.
Слово труднопроизносимое, но по значению простое: народное финансирование. Краудфандинг – это когда через специальный сайт, а такие есть и на белорусских площадках, автор делится своей идеей, рассказывает о том, что он хочет сделать и указывает, сколько ему нужно денег, чтобы идея состоялась. Любой желающий может дать на это денег, сколько он сам посчитает нужным. Если за установленное время определенная сумма собирается – автор ее получает. Каждый спонсор получает от автора какое-либо вознаграждение. Если не собирается, деньги возвращаются обратно. Для такого рода сбора должна быть заявлена цель, определена цена ее достижения, а калькуляция всех расходов и ход сбора должны быть прозрачны для публики.
Франчайзинг.
Тут речь пойдет о том, как своим брендом делятся (за определенное вознаграждение) крупные компании. Существует множество известных фирм, имеющих сеть практически по всему миру, их имена на слуху, отличительные особенности узнаются потребителями. Самый простой пример – Макдональдс, его рестораны быстрого питания есть почти в каждом крупном городе мира, они похожи визуально, в каждом из них одинаковые ассортимент, дизайн и униформа сотрудников.
Есть много вариантов сетевого бизнеса: рестораны, кофейни, СТО, магазины, турфирмы и тому подобное.
И вот такие крупные брендовые корпорации предоставляют лицензию начинающим бизнесменам, тем самым передают права на использование товарного знака, бренда, определенных особенностей ведения дел и оказания услуг и т.д. Оказывают им всевозможную поддержку. Иногда это хороший вариант для старта. Так, к примеру, в Гомеле молодые предприниматели с помощью франчайзинга стали владельцами кофеен, работающих довольно успешно под известным брендом.
В последние годы нередко приходится слышать еще одно новое для нашего уха слово – фандрайзинг. Похоже на предыдущее, но имеющее совершенно другое значение.
Фандрайзинг – с англ. «fund» – ресурсы, «raise» – сбор. Это поиск и привлечение внешних ресурсов: финансовых, юридических, человеческих для реализации конкретного проекта. С помощью фандрайзинга финансируются исследовательские научные и спортивные проекты, мероприятия, коллективы; привлекаются ресурсы для развития бизнеса, поддержки политических партий, движений, деятелей (например, в рамках предвыборной кампании). Собирают средства и на благотворительность: поддержку нуждающихся, тяжелобольных, социально незащищенных людей. Используется фандрайзинг для привлечения средств на финансирование музеев, театров, библиотек, людей и коллективов, занимающихся искусством, и т.д.
Виола Лехнович