Каждый день и успех – это радость и труд
Рождение ребёнка с особенностями… Для большинства семей это становится ударом. Но, несмотря на все сложности, каждый малыш остаётся любимым для своих родителей. А заботы о детях с ними разделяют специалисты центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и педагоги учреждений образования. О том, как осуществляется обучение и социализация детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), читателям районной газеты рассказала директор Кормянского ЦКРОиР Ольга Игнатенко.
– Ольга Михайловна, с какими детьми работает ваш центр и как организована коррекционно-педагогическая помощь в Кормянском районе?
– Это детки, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые влекут за собой нарушения общего развития. В каждом учреждении образования, где есть необходимость, созданы соответствую-щие условия для работы с детьми с ОПФР. В дошкольных учреждениях функционирует семь пунктов коррекционно-педагогической помощи и восемь групп интегрированного обучения и воспитания. Существует и ранняя комплексная помощь – она оказывается малышам до трёх лет. В средней школе детей с ОПФР меньше. Здесь функционирует семь пунктов коррекционно-педагогической помощи и двадцать один класс интегрированного обучения. В целом в дошкольных учреждениях и школах коррекционно-педагогическую помощь получают дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, преимущественно нарушения речи.
В нашем центре занятия организованы в двух группах-классах. Здесь на протяжении десяти лет обучаются ребята с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, а в дальнейшем они переходят в территориальный центр социального обслуживания населения.
– С какими нарушениями приходится сталкиваться чаще всего?
– Если говорить о дошкольниках, то в большинстве своём им требуется коррекция речи или, говоря более привычным языком, помощь логопеда. И отмечу, что чаще всего уже к моменту поступления в первый класс речевые нарушения устраняются полностью.
К сожалению, в последние годы неуклонно растёт количество малышей не только с дефектами речи, но и с аутистическими нарушениями. Многие специалисты связывают это с чрезмерным влиянием технического прогресса и питанием, в котором присутствуют различные добавки, вредные для развития головного мозга. Казалось бы, мальчики и девочки практически с младенчества осваивают телефон, смотрят телевизор, что свидетельствует об их более быстром и раннем взрослении, о том, что они умнее предыдущих поколений. Но это не совсем верно. Дело в том, что мозг ребёнка развивается постепенно и тесно связан с теми или иными навыками: сначала – общение с мамой и простейшие движения на уровне рефлексов, далее малыш учится сидеть, ползать, ходить, формируется мелкая моторика, а уже затем идёт восприятие внешней информации. И перешагивание через те или иные этапы нежелательно, ведь оно оказывает своё влияние, которое может оказаться пагубным, так как детский мозг к новой деятельности ещё не готов. Вот и выходит, что в современных реалиях, когда крохе, ещё не умеющему сидеть и ползать, уже дают телефон, включают мультфильмы, из-за чего он постоянно оказывается в окружении различных источников информации, это наносит вред. К примеру, замедляется развитие речи, ведь малыш вместо общения с мамой постоянно видит мельтешащие картинки на экране, слышит сплошной поток звука – и просто не успевает научиться говорить.
Есть и дети с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психофизического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата. С ними работа ведётся по специальным программам. Таких единицы. Они занимаются либо на дому, либо непосредственно в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
– Знаю, что мир ваших воспитанников отнюдь не ограничивается домом, посещением центра и прогулками. Где ребята могут проявить себя?
– Наши дети активно участвуют в конкурсах, фестивалях и акциях, общаются с другими ребятами. Например, в День герба и флага Кормы воспитанники центра не остались в стороне от общего челленджа и на уроке изобразительной деятельности рисовали родные символы.
В канун Нового года в рамках республиканской акции «Чудеса на Рождество» обучающихся ЦКРОиР посетил Дед Мороз со Снегурочкой, были у нас и гости из других учреждений образования – для воспитанников центра это всегда радостное событие. В эти же дни наши детки Даша и Ваня заняли третье и четвёртое место в голосовании на приз зрительских симпатий в номинации «Лучший новогодний костюм» конкурса «Сказка в дом приходит 2022», который проводил Белорусский детский фонд. Чуть раньше, в рамках мероприятий, приуроченных к Международному дню инвалидов, трое обучающихся ЦКРОиР – Данила, Матвей и Алексей – приняли участие в областном фестивале художественного творчества «Шаг за шагом к радости» в городе Гомель. Они представили зрителям музыкальную композицию «Кормянские ложкари». Кстати, в этот день к нашим детям традиционно приходит много гостей, которым мы всегда очень рады.
– Чем, помимо конкурсов и фестивалей, запомнился ушедший в историю 2022 год?
– Пожалуй, обновлением материально-технической базы. Точнее, у нас появился новый транспорт – микроавтобус с подъёмником для транспортировки детей, в том числе и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это очень удобно.
А ещё в декабре две семьи из Кормянского района получили возможность бесплатно оздоровиться в санатории «Приднепровский». Организаторами поездки стало Гомельское областное отделение РОО «Белорусский детский фонд» при финансовой поддержке ОАО «Гомельский химический завод». Детям были назначены реабилитационные процедуры. Семьи на целую неделю сменили обстановку, обзавелись новыми знакомствами и получили заряд энергии на предстоящий год.
– Что бы Вы пожелали нашим читателям в новом 2023 году?
– Конечно же, здоровья и мирного неба над головой – это то, без чего всё остальное, наверное, теряет смысл и значимость. И пусть исполняется всё задуманное!
Олеся ШУТИКОВА, фото автора