Незаживающие раны Ивана Минченко
Ветерана Великой Отечественной войны Ивана Тимофеевича Минченко хорошо знали в КСУП «Ново-Зеньковский».
Бывший почётный работник, много лет честью и правдой служивший на благо родного сельхозпредприятия. Администрация и профсоюзы не раз были у него в гостях. Приезжали поздравить с 90-летним юбилеем в 2013 году. Тогда самым ценным подарком для героя-освободителя тогда стала не Почётная Грамота, а книга «Память», в которой вписаны имена боевых товарищей и его самого.
Восемнадцатилетний юноша из деревни Колюды Волынцевского сельского Совета был мобилизован в Красную Армию в самом начале войны и уже в июле 1941 года зачислен в 447 стрелковый полк. К этому времени большая часть территории Советского Союза была захвачена врагом. Сёла и города пылали в огне. Изнемогая в неравной борьбе, неся огромные потери, наши войска отступали всё дальше вглубь страны. Это были страшные, горькие дни. О них ветеран рассказывать не любил, да и с возрастом цепочку событий начинал забывать, будто память сама к завершению жизни очищалась от всего негативного, что ей приходилось хранить. И лишь название одного российского города Старая Русса врезалось в его память на всю жизнь… В боях под этим городом Новгородской области в районе Холм Минченко попал в плен. За три года пребывания в концлагере в Германии он хлебнул издевательств, горя, лишений в полной мере.
– Называли «русской свиньёй», травили собаками, морили голодом, – так в своё время, не в силах сдержать слёз, вспоминал ветеран. – И хотя каждый день был готов умереть за Родину, но не сдался, и к фашистам в услужение не пошёл. К моменту освобождения выглядел ходячим скелетом, но живым.
Молодой здоровый организм и сила духа победили. Подлечив и подкормив, Ивана зачислили в 46 конное депо там же, в Германии, а затем перевели в 93 отдельный батальон связи, располагавшийся под городом Ленинградом, телефонистом для прохождения действительной службы. Домой он возвратился только в конце 1947 года. Плен для Ивана Тимофеевича навсегда оставался незаживающей раной. Через всю жизнь пронёс он чувство вины перед товарищами по оружию. Обижало и случавшееся пренебрежение окружающих. Будто в чём-то прогадал, не справился, дал слабину, чем и допустил своё пленение врагом. А ведь там, за колючей проволокой, ждала родная земля, звала, просила избавить от ненавистного врага.
О дальнейшей своей биографии ветеран рассказывал более охотно. Она – предмет его гордости. До самой пенсии ударно трудился в животноводстве колхоза «Руднянский», воспитал пятерых дочерей. Примерный муж и отец, хороший хозяин. Когда случилась Чернобыльская трагедия, семью переселили в Старую Зеньковину, где он проживал до конца жизни. Первой ушла жена, поэтому героя досматривали дети, не забывали, навещали, обеспечивали и уют в доме, и порядок во дворе, и приятную компанию. Особенное место в жизни отца занимала младшая дочь Зинаида. Она была самой близкой и по месту жительства, и – со временем – по духу. Да и сам Иван Тимофеевич, пока были силы, не сидел без дела. Главной его заботой был фруктовый сад. Краснобокие яблоки снабжали витаминами всю родню до самой весны, а весь дом пропитывался их ароматом.
В 2016 году Ивана Тимофеевича не стало. В последний путь провожали его не только члены семьи, но и бывшие коллеги, представители общественности.
Дочь Ивана Тимофеевича Зинаида Ивановна с радостью встретилась с юнкорами молодёжной редакции и рассказала, каким был её отец.
– Судьба папы сложилась непросто, как и любого свидетеля тех страшных времён. Помню, как он нас маленьких стращал, напутствовал, чтоб берегли мир. Бывало, начнёт рассказывать про события войны и запнётся, заплачет. Голос дрожит… Понятно было, что ему тяжело говорить об этом, но, видимо, душа всё же требовала выговориться. А мы, маленькие, особо не понимали важности и ценности тех уроков жизни. И лишь повзрослев, старались запомнить как можно больше его историй, чтобы потом передать уже своим детям и внукам. Приятно, что молодёжь Кормянщины интересуется прошлым, ведь история моего отца – это история не только нашей семьи, а всего района и всей страны.
Не забывают о бывшем коллеге и его сослуживцы из сельхозпредприятия.
Ветеран труда Галина Тюлькова рассказывает:
– В те годы я была бухгалтером по зарплате, вела бригаду, в которой трудился и Иван Тимофеевич. Большая честь была работать рядом с таким человеком. Высокий, тёмноволосый, очень уважительный. Вот бывают люди хвастливые, а он отличался скромностью и степенностью. Решительный, строгий, знаток своего дела. О войне не говорил, но по виду его было понятно, что от нас, людей уже мирного времени, он отличался.
Много лет прошло после его смерти, а земляки помнят. Значит правильно жил бывалый солдат Иван Тимофевич, храня военный билет бережно, как самую дорогую реликвию.
Татьяна КУЛАКОВА и юнкоры молодёжной редакции