По заслугам и возмездие
С 13 по 20 декабря 1947 года Военный Трибунал Белорусского округа в открытом заседании, состоявшемся в городе Гомеле, рассмотрел дело по обвинению бывших военнослужащих германской армии в преступлениях, предусмотренных статьёй 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года.
В колхозах Гомельской области немецкие оккупанты уничтожили 21.572 строения, захватили свыше 105000 голов крупного рогатого скота, около 79000 лошадей, 87000 овец и коз, 47000 свиней и много другого ценного имущества и продовольствия. Общий размер материального ущерба, причинённого гитлеровцами гражданам, колхозам, общественным организациям, госпредприятиям и учреждениям в Гомельской области выражался в сумме 16605659000 рублей. В числе подсудимых находились и те, кто творил злодеяния на Кормянщине.
Губерт Карлсфельд, будучи начальником отдела I-Ц 110 дивизии, принимал активное участие в зверствах над мирными гражданами и военнопленными. 27 сентября 1943 года в районе деревни Хизов Кормянского района партизанами из засады была обстреляна автомашина с немецкими военнослужащими. После этого Карлсфельд приказал расстрелять всё мужское население деревни. Под его непосредственным руководством казнили 18 мирных советских людей, в том числе: Никифора Выдренко – 79 лет, Сергея Чистякова – 75 лет, Павла Сергиенко – 69 лет, Герасима Лопатенко – 70 лет, Ивана Алексеенко – 86 лет, Пелагею Куцакову, Прасковью Елисееву и других.
Эрнст Энзен – командир 120 артиллерийского полка в октябре 1943 года отдал приказ по полку о разрушении населённых пунктов на территории Кормянского района, расстреле мирного населения и насильственном угоне советских граждан в рабство в Германию. Во исполнение этого приказа подчинёнными ему солдатами и офицерами были разрушены населённые пункты Сапожки, Выношевка, Богдановичи, а население угнано в тыл немецких войск. В деревне Задубье по приказу Энзена расстреляно 57 ни в чём не повинных людей.
В октябре 1943 года командир 120 полевого запасного батальона Адольф Шотте в районе Кормы для строительства оборонных сооружений разрушил ряд домов местных советских граждан.
В ноябре 1943 года по распоряжению Пауля Гильмана, командира 110 противотанкового дивизиона, подчинёнными ему солдатами в деревне Берёзовка и посёлке Покровск задержано и передано в жандармерию 50 человек, которых затем угнали в Германию на рабский труд. В то же время в Берёзовке Гильманом была организована карательная экспедиция против советских граждан, в ходе которой расстреляно 15 человек.
Оберефрейтор 7 роты 2 батальона 255 пехотного полка 110 пехотной дивизии Макс Шмук в том же месяце, принимая участие в расправах над советскими гражданами на территории Кормянского района, во время карательной экспедиции против мирного населения, проводившейся под предлогом борьбы с партизанами, лично расстрелял двух человек, сжёг три дома, отобрал у людей 6 коров и 3 лошади.
И это только те преступления, которые совершили данные гитлеровцы на нашей малой родине в течение считанных дней. В послужном списке каждого, равно как и других, оказавшихся с ними на скамье подсудимых, немало иных зверств против мирного населения.
Учитывая, что 26 мая 1947 года Указом Президиума Верховного Совета СССР смертная казнь была отменена, Военный Трибунал признал их виновными по всем инкриминируемым деяниям. В результате Губерт Карлсфельд, Эрнст Ензен, Пауль Гильман, Адольф Шотте и Макс Шмук были приговорены к заключению в исправительных трудовых лагерях сроком на 25 лет каждый.
Возмездие настигло карателей. Но соизмеримо ли оно с теми жертвами, которые по их вине понёс наш народ? Вопрос риторический. Погибшие уже никогда не вернутся в родные дома, разрушенные города и сёла останутся на земле шрамами. И только наша память – то, что осталось уделом жертв войны, а потому нельзя забывать ни того, какой ценой завоёвано мирное небо, ни тех событий, которые проходили на нашей Родине. Прокуратура продолжает расследование…
Олеся Шутикова по материалам, предоставленным прокуратурой Кормянского района