Как минимизировать стресс у школьников в период адаптации в новом учебном году
Для первоклассников начало учебного года – самое трудное время, ведь школа для них –абсолютно неизведанное место. Адаптационный период у них может длиться полгода. Поэтому в первое время желательно забирать детей сразу после школы, а не оставлять в группе продлённого дня. В этом случае полдня ребёнок будет проводить в учебном учреждении, а остальное время находиться с родителями и отдыхать.
Если ученика чрезмерно нагружать, факт переутомления, стресса, слёз и даже отторжение от школы может повысится вдвойне.
Чтобы подготовить первоклассников к новому учебному году, им необходим хороший отдых: активность на свежем воздухе, подвижные игры, здоровое питание и режим дня. Ещё одна важная составляющая – развитая крупная и мелкая моторика организма. В школе первоклассникам предстоит много писать. У ребёнка должны быть хорошо сформированы и подготовлены различные группы мышц, в том числе необходимо развитие кисти руки и хорошей координации пальцев.
Уже с детского сада ребёнка необходимо приучать к ответственности: следить за портфелем, школьными принадлежностями. Работа со школьником должна быть системной и в школе, и дома. При этом важно показать, что школа – это не трудности, а если они и будут, то ребёнок с лёгкостью может с ними справится.
Как избежать стресса и встретить новый школьный год с радостью и позитивным настроем?
Не формируйте негативных ожиданий
Когда с начала августа ребёнок начинает слышать слова вроде: «Готовься, скоро контрольные, надо подтянуться, повтори старые темы, расслабляться в этом году нельзя», – его охватывает тревога. И одновременно лень, поскольку тревожно-негативный настрой даже у взрослых способен заблокировать интерес к познанию нового материала и стремление к достижениям.
Постепенно сдвигайте режим
Одним из источников стресса в начале учебного года оказывается необходимость ранних подъёмов, от которых за лето отвыкла вся семья. Привыкание к школьному режиму хорошо бы начать за 2-3 недели до первого звонка. Например, можно каждую неделю или пять дней вставать на полчаса-час раньше.
Вместе с ребёнком подготовьте его рабочее место
Разгрести рабочий стол, проверить, что лежит в ящиках, освободить на полках место для новых учебников и тетрадей, составить список недостающих письменных принадлежностей – всё это стоит сделать заранее. Кроме наведения чистоты и систематизации пространства, такая уборка является хорошим психологическим упражнением, которое помогает подготовиться к изменению ритма жизни.
Помогите школьнику спланировать свой день
Задача родителей – помочь ребёнку справиться с психологической и организационной нагрузкой. Разговаривайте с ребенком. Спрашивайте, что ему интересно, а что вызывает непонимание или сложности, кто из новых учителей понравился, а кто пока не очень. Если поменялся состав класса, обязательно поговорите о том, как складываются отношения с новыми ребятами. Что касается организационной помощи, лучше всего работают наглядные расписания. Можно вместе со школьником составить и повесить на стену табличку-график.
Поговорите с ним и о распорядке дня. Многие родители настаивают, чтобы сразу после прихода из школы и обеда ребёнок садился за уроки. Но для многих детей это неудачное решение, поскольку они не успевают достаточно отдохнуть. Порой, школьнику требуется час-полтора на отдых после школьных занятий, и после этого уроки будут делаться быстрее и эффективнее.
Выделите время на отдых и радость
Здорово, если на первые, ещё теплые недели сентября у вас получится запланировать какое-то приятное событие. Может быть, начало учебного года стоит отметить походом в кафе, зоопарк или просто прогулкой в лесу всей семьёй. В таком случае первое сентября становится праздником и началом нового жизненного этапа.
Д. Литвиновская педагог-психолог детского сада №2
Фото Александры ЕРМОЛОВИЧ