Бесчеловечные расправы «высшей» расы на Кормянской земле

Сегодня, в Международный день памяти жертв преступления геноцида, чествования их достоинства и предупреждения этого преступления, вместе с читателями вспомним страшные события минувшей войны, происходившие на Кормянщине в годы оккупации.

В конце августа 1941 года в районе Нового проспекта немцы создали еврейское гетто, куда бросили более 700 наших земляков. Скудная пища отпускалась только работающим. Больные, старики и дети не получали ничего и умирали медленной голодной смертью. Крохи, отрываемые от своего пайка трудоспособными родственниками, не спасали обречённых. Вспыхнула эпидемия тифа.

25 октября фашисты провели «фильтрацию» гетто. Утром по приказу военного коменданта всех трудоспособных евреев спешно отправили на работу. Более 150 оставшихся больных, стариков и детей каратели оттеснили к Почтовой улице и погнали к Сожу. На пристани со всех сорвали одежду, загнали в реку, полтора часа продержали в ледяной воде, а затем расстреляли во рву.

Через две недели, в ночь с 7 на 8 ноября 1941 года, в естественном рву, находящемся в 500 метрах от Кормы (в настоящее время данный ров находится в черте горпосёлка) гитлеровцы зверски убили остальных жителей гетто. В акте чрезвычайной комиссии от 25 ноября 1944 года содержатся показания свидетеля Александра Платоновича Евстратенко, который в своём заявлении изложил следующее: «Мне приходилось наблюдать зверства немецких палачей над мирными советскими гражданами нашего района. Первое, что мне довелось увидеть, было в ноябре 1941 года. Немецкие палачи согнали всё еврейское население г.п. Корма в лагеря, которые находились по ул. Абатурова и Школьная. Эти лагеря были обнесены колючей проволокой, охранялись полицейскими. Люди, находившиеся там, подвергались систематическому избиению, нечеловеческим пыткам. В лагеря были согнаны мужчины, женщины и дети. Дети от недоедания и холода умирали. Мужчин немцы заставляли выполнять непосильные для них работы, от чего они умирали целыми группами. В ноябре всё население, находившееся в лагере, немцы расстреляли». В эту ночь погибло не менее 710 человек. Большинство из них были ещё живыми закопаны в землю. В течение нескольких часов даже до деревни, находившейся в километре от места расстрела, доносился леденящий душу человеческий гул. Такая же участь постигла цыганский табор, задержанный гитлеровцами на дороге Корма – Чечерск.

Акт о раскопке могилы от 17 ноября 1944 года свидетельствует, что для правильности установления зверств немецких оккупантов комиссия вышла на место расстрела мирного еврейского населения. Могилу показали граждане Эскин и Антоненко. Согласно показаниям свидетелей, избитых и раздетых людей согнали в ров, где укладывали в яму рядами и расстреливали. При раскопке установлено: «На поверхности трупов было 40-50 сантиметров земли. Сняв этот слой, обнаружили, что трупы лежат вниз лицом, рядами по направлению северо-запада. На них сохранилась одежда, которая была, как видно, не ценная, причём верхняя одежда отсутствует. На ногах у некоторых трупов имеются валенки, ботинки с галошами, на головах тёплые зимние шапки, у большинства обувь отсутствует. При извлечении тел из могилы видно, что верхний ряд состоит из мужчин, женщин и детей. Трупы находятся в состоянии разложения. У большинства обнаружены пулевые ранения в голову: входное отверстие сзади, а выходное спереди, причём выходное отверстие размером от 8 до 12 сантиметров, что подтверждает расстрел на близком расстоянии в затылок. Среди трупов обнаружено большое количество гильз от немецких автоматов и винтовок. При осмотре находившихся детских трупов в могиле установлено, что дети не расстреливались, а живьём зарывались в могилу, так как пулевых ранений у детей не обнаружено… Нижние ряды тел не извлечены, потому что они беспорядочно разбросаны в могиле и находятся в состоянии полного разложения, мягкие ткани трупов находятся в состоянии слизистой массы, издающей сильный зловонный запах. По размеру ямы и по нахождению в ней трупов у комиссии не вызывает сомнений, что в яме находится не менее 710 трупов».

Протокол и заключение судебно-медицинской экспертной комиссии свидетельствуют о том, что эксгумация проведена 17 и 18 ноября 1944 года. Во рву вырыта яма длиной 42 метра, шириной 12 метров. Среди трупов опознаны жителями Кормы Либман Арон Мойша-Ицкович, Гиршан Геня Михалович, Сухорева Мария Павловна, Гордон Дора Марковна и другие. В дополнение к перечисленным предметам одежды и обуви указывается, что на правом рукаве у многих есть повязка, потерявшая цвет. При осмотре детских трупов от грудного возраста до 6 лет пулевых ранений нигде не обнаружено.

Как отмечается в сводной справке о расстрелянных, повешенных, сожжённых, замученных и насильно угнанных в фашистское рабство советских гражданах Кормянского района, фамилии шестисот восьмидесяти погибших советских граждан, а также двадцати одного угнанного в рабство районной комиссии установить не удалось.

Сухие цифры статистики. Тысяча сто семьдесят три зверски убитых человека. И в этот список не вошли те, о гибели которых не осталось сведений, кто после войны подорвался на минах, оставшихся в земле, кто не вернулся из фашистских концлагерей… А сколько за каждой оборвавшейся жизнью не рождённых детей и боли. И всё это не солдаты, защищавшие страну на фронте, в бою, с оружием в руках, и, быть может, даже успевшие уничтожить нескольких врагов, хоть на шаг приблизить Победу. Большинство из них – просто беззащитные малыши, женщины, старики…

Олеся Шутикова по материалам Национального архива Республики Беларусь

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.