С авто что-то не то
Помните времена, когда иномарка, пусть и подержанная, была признаком достатка? Я те годы застала и хорошо помню, как такие авто резко выделялись на фоне привычных на тот момент «жигулей», «москвичей» и «запорожцев». А уж сколько радости было у новоиспечённых владельцев! Скоро у хозяев импортных средств передвижения будет очередной повод для гордости – их машины станут раритетом.
Если вы следите за новостями, то могли заметить, что автомобильную индустрию Германии и в Европе в целом в последнее время попросту штормит. Конкуренция в Китае, снижение спроса в Европе на фоне высокой инфляции, экономических трудностей и усиления поддержки местных производителей и ожидаемое повышение пошлин в Америке ставят под угрозу финансовое положение автогигантов Mercedes, BMW и Volkswagen, сокращают их прибыли, заставляя говорить о рисках банкротства и увольнять работников. К тому же из-за высоких цен на энергоносители производство бюджетных автомобилей в стране стало нерентабельным, предприятия вынуждены были сосредотачиваться на выпуске автомобилей премиум-класса, подрывая свою же конкурентоспособность на глобальном рынке. Не последнюю роль сыграли строгие экологические стандарты и переход на электромобили, которые потребуют значительных инвестиций и существенной перестройки автоконцернов. Результат не заставил себя ждать. Работники заводов Volkswagen в Германии не согласны с планами компании сократить зарплаты и закрыть предприятия, в том числе два исторических завода в Германии и начали забастовки и акции протеста. О возможном закрытии машиностроительной площадки объявила и Audi, чей завод в Брюсселе планируют «заморозить» в 2025 году. Из-за этого под угрозой оказались тысячи рабочих мест, а также несколько сотен субподрядчиков.
Страшно? Да, страшно остаться без работы, без средств к существованию, да ещё и в западных реалиях с их стоимостью коммунальных услуг. Только вот думали ли в своё время господа европейцы о проблемах белорусов, объявляя санкции нашей стране. И что в итоге? Беларусь, несмотря на давление и прочие факторы продолжает развиваться. И, если говорить о машиностроении, то у нас успешно работает завод Белджи, осуществляющий полный цикл сборки Geely Atlas и других современных автомобилей этой марки. Здесь уже создано 1500 рабочих мест – и это не предел. Более того, Geely Atlas настолько популярны, что на них даже есть очередь, а это значит, что отечественный автопром явно будет востребован и впредь.
Так кто же был прав: Беларусь, придерживающаяся выбранного курса и не поддавшаяся санкциям и требованиям остановить предприятия во время пандемии, или Европа, стремящаяся только к прибыли и попавшая в собственные сети? Жизнь всё расставляет по своим местам. А нам, белорусам, как и говорил Президент, предстоит мирно жить и работать:
«Вы не хуже, чем я, а многие лучше, чем я, чувствуете и понимаете, что лучше работать на родной мирной земле. Нам нужен мир. Нам больше ничего не надо», – сказал глава государства. И мы к этому готовы.
Олеся Шутикова
Фото из открытых источников