Открыты все пути

День Независимости. День молодёжи. Яркие и вдохновляющие праздники, наполненные торжествами, поздравлениями, а ещё – чествованием лучших работников и учащихся.
Внимание всех на празднике приковано к сцене. А вы когда-нибудь видели глаза мам, чьи дети поднимаются за наградой? В этом взгляде – счастье и гордость за успехи ребёнка, уверенность в том, что он самый лучший, и надежды на доброе будущее.
Но вернёмся на 80 лет назад, когда на нашей земле отгремели бои. Мы знаем, сколь разрушительной была война, о миллионах жертв, о том, что у тогдашних девчонок и мальчишек не было детства, а о мирных успехах не приходилось даже мечтать. Но задумывались ли вы хоть раз, насколько она отняла возможность просто учиться в школе? О том, как в те годы постигали азы чтения, письма и счёта, я помню из рассказов отца – ребёнка войны. Именно ему и его сверстникам не довелось стать первоклашками, сесть за парты в уютных и светлых классах, аккуратно выводить буквы пером в прописях. Всё было иначе…
Когда я задалась вопросом, сколько же школ сохранилось в нашем районе после войны, ответ помог найти директор Каменской средней школы Александр Кравченко, в своё время скрупулёзно изучавший эту тему по архивным документам. Факты оказались страшнее ожиданий: за период оккупации были уничтожены все имевшиеся в районе 68 школ. А при их восстановлении возникли трудности, связанные с отсутствием помещений, слабым материальным обеспечением занятий и нехваткой квалифицированных учителей. И всё же, отмечает Александр Сергеевич, обучение детей было начато в первые недели со дня освобождения. Уже в 1943-1944 годах 5 школ были восстановлены полностью и 7 частично. Для занятий приспособили 18 зданий. Остальные работали в наёмных помещениях. Не хватало даже обычных скамей, не говоря уже об учебниках. В 1944 году в районе обучалось 7048 человек, в 1946 насчитывалось уже 9153 учащихся, хотя по-прежнему не все ребята стали учениками. А из 384 педагогов 243 не имели профессионального образования.
Ситуация значительно изменилась к 1950 году. На тот момент в районе действовали 71 школа всеобуча, 5 школ сельской и 1 школа рабочей молодёжи. Все они, за исключением Сапожковской, Халаповской и Косельской начальных школ, получили свои здания. Было построено 9 новых школ. Из 494 учителей в районе уже все имели педагогическое образование, в том числе с высшим были 38 человек, а с незаконченным высшим – 101.
Учиться хотели все. Пережив войну, встретив Победу, каждый был готов трудиться, стремиться к открытиям и свершениям. И год за годом возводились школы, приходили новые поколения учителей. Всё лучше становилось и обеспечение учебного процесса: книги и тетради, парты и доски, питание, тепло и многое другое. Согласитесь, сравнивать с былым невозможно. Мог ли хотя бы представить себе мой отец, в каких классах будут заниматься его внуки, интерактивную доску, компьютеры и оснащение лабораторий? Вряд ли. Но им, детям войны, было достаточно уже того, что не рвутся снаряды, не слышны выстрелы, можно спокойно слушать учителя, читать, пробовать написать первые слова…
Сейчас для детей и молодёжи созданы все условия. И то, как они проявляют себя в обучении и спорте, на конкурсах и олимпиадах, сколько успешных выпускников становятся молодыми специалистами в разных сферах, свидетельствует, что есть потенциал, а значит, есть и будущее. Но так было не всегда, а потому особенно важно ценить всё, что завоёвано и создано старшими поколениями. Наш долг – помнить, что именно благодаря им мы живём под мирным небом и имеем миллионы возможностей. И обязательно сохранить это для тех, кто придёт после нас.

Олеся ШУТИКОВА

Фото из сети Интернет

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"