Главное богатство – это знания

Эпоха Советского Союза навсегда останется для представителей старших поколений настоящим образцом системы образования.

Образование – фундамент общества, пропуск для государства и всей нации в завтрашний день

Александр Лукашенко

Время прошло, теперь Респуб­лика Беларусь – самостоятельное государство с собственными законами, достижениями и, конечно, подходами к передаче знаний будущим поколениям. Удалось ли нам сохранить советское наследие в этой части? Говорим уверенное «ДА». Причём не только сохранить, но и приумножить.
Время мягких реформ
Во главе страны стал молодой, но уверенный и дальновидный Президент Александр Лукашенко. В своей копилке он имел диплом педагога, значит как никто другой понимал: будущее за молодёжью и подрастающим поколением, а поэтому особый упор делался на отрасль образования.
«В начале 90‑х мы сделали невозможное, чтобы сохранить научные школы и компетенции по подготовке специалистов с высшим образованием. И результат: количество вузов выросло с 33 до 50, а студентов – в полтора раза. Мы не просто определили тогда стратегический приоритет государственного развития, а сделали его практикой», – отмечал Президент.
В этот период с его подачи был разработан ряд документов, регулировавших отрасль так, что она стала одной непрерывной цепочкой, состоящей из звеньев, тесно связанных между собой. В основу работы легли современные на тот момент, во многом даже передовые взгляды. Так, в рамках школьной реформы, начатой ещё в конце 90‑х, в 2002 году в средней школе ввели 10‑балльную систему оценки знаний. Для постсоветской страны это было необычно, непривычно, но в то же время свежо. Привыкли быстро, поняв, что такой подход оправдан. Ещё одной новинкой, полюбившейся участникам образовательного процесса, стало широкое применение письменной формы проверки знаний в виде тестирования, рефератов, докладов. Этот подход сохранили и по сей день, в том числе внедрив его в выпускные и вступительные экзамены.
Школа – это храм
Такую цитату от Президента можно услышать очень часто. Прекрасно понимая важность школьного образования, он регулярно говорит об этом, обращаясь и к педагогической общественности, и к детям: «Приходите в школу, как в храм, и пройдите этот путь достойно. Потому что это ваш фундамент на всю жизнь. Будете учиться нормально, получите знания – значит, будете конкурентны в этой жизни, сможете получить нормальное рабочее место, а значит, и нормальную зарплату. Если вы просто пройдёте по школе налегке, в будущем ни на власть, ни на родителей не обижайтесь. Вы пришли сюда учиться. Особенно это касается выпускников».
И в стране делается всё, чтобы ребята выполнили наказ Президента. Ежегодно в Беларуси вводится в эксплуатацию не одна школа и не один десяток детских садов. А общее количество учреждений образования, появившихся за последние 30 лет, и вовсе трудно сосчитать. Но подобный пример существует в каждом регионе. Есть такие и на Кормянщине. В 2005 году свои двери для детворы открыла обновлённая школа в агрогородке Хизов. А в 2020‑м ребята из агрогородка Литвиновичи дождались важного события в своей жизни – новый учебный год тогда они начали в новом корпусе, построенном по последнему слову техники и образовательных новаций в рамках чернобыльской программы. Здесь есть всё, чтобы удовлетворить образовательные нужды подрастающего поколения: современные компьютерные классы и лаборатории, интерактивные доски, актовый и спортивный залы, библиотека – только учись и показывай результат! И литвиновичские дети и педагоги это делают.
Трансформация высшей школы
Наряду с общим средним образованием трансформировалось и высшее. Но при этом, несмотря на инновационный подход, в системе образования многое оставалось и от всё той же советской эпохи. Например, и сегодня действует система распределения после окончания высших и средних специальных учреждений образования, абитуриенты имеют возможность поступать на условиях целевой подготовки, что в будущем даёт определённые гарантии.
«Самое важное – мы сохранили преемственность и качество классического образования. Будем честными: советская школа дала миру гениальные открытия, прославленные на весь мир имена. Тогда полученные в наших вузах знания были на вес золота. И сейчас в Беларусь едут учиться, потому что мы сохранили лучшие советские традиции», – отмечает Глава государства.
Белорусский подход доказал свою эффективность. На него заглядываются российские педагоги, с нас берут пример восточные партнёры, а иностранные студенты всё чаще выбирают наши вузы в качестве альма-­матер. Выпускники вузов и ссузов востребованы не только на родине, но и за рубежом, при этом всецело понимая, где им лучше, выбирают остаться дома, трудиться на родной земле и приносить пользу.

Анатолий Кормужанин, учитель трудового обучения гимназии г.п. Корма:

— Мой педагогический опыт составляет уже не один десяток лет. За этот период я стал свидетелем многих реформ в отрасли образования. И скажу вам так: теперь у нас появилась система, причём довольно строгая. Она позволяет охватить каждого ребёнка. А посмотрите, какое внимание уделяется питанию, оздоровлению. Всё это – определённый маркер, отражающий социальную ориентированность нашего государства. На особом счету талантливые и одарённые ребята и из числа школьников, и студентов. Я знаю, о чём говорю. И спасибо за это Александру Григорьевичу.

Светлана Чекалова, педагог с 30-летним стажем:

– О нынешней системе образования я знаю не понаслышке. Будучи педагогом, могу дать оценку тому, как она устроена изнутри. Когда я молодым учителем пришла в отрасль образования 30 лет назад, это была совсем другая система. Сейчас педагогическая деятельность – это и определённые отношения между учителем и ребёнком, и взаимосвязь с родителями. Преподаватель сегодня не просто человек, проводящий урок, а настоящий эксперт в своей теме. Кроме того, отмечу огромную работу, которая проводится в части патриотического воспитания. Благодаря в том числе и грамотно выстроенной политике Президента нынешнее поколение школьников растёт с настоящим чувством любви к Родине. И это дорогого стоит.

Екатерина Болбукова, педагог и многодетная мама:

– Я не только педагог, но и многодетная мама, поэтому в системе образования нахожусь по обе её стороны. Безусловно, современная модель школы совсем иная. Конечно, нельзя не отметить доступность образования на всех его уровнях, укрепление материальной базы учреждений, профильное обучение, при котором практикуется индивидуальный подход. Не это ли забота о будущих поколениях?
Кроме того, я уверенно могу отметить, что система образования думает не только о детях, но и о педагогических работниках. Государство не перестаёт думать о студенте. Обретая статус молодого специалиста, вместе с ним человеку гарантируется и ряд привилегий. Вообще систему распределения, унаследованную от советской эпохи, я считаю одним из лучших аспектов современного образования. Этот подход позволяет обеспечить грамотными, толковыми специалистами и крупные города, и такие небольшие регионы, как Кормянский.

*Проект создан за счёт средств целевого сбора на производство национального контента

Выпуск подготовила Татьяна КУЛАКОВА

Фото из архива редакции и открытых источников

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"