Незаменимые заместители
В карьере педагога немало ступенек, ведущих к профессиональным вершинам. Начиная молодым специалистом, многие становятся педагогами высшей категории, специалистами и начальниками отделов образования, руководителями учреждений образования. Особое место в этом ряду занимают заместители директоров школ, которых все привыкли называть простым, но таким понятным словом «завуч». И сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми из них.
Лилия Афанасенко, заместитель директора по основной деятельности Барсуковской школы
Лилия Павловна отмечает, что за её педагогическую деятельность школа как социальный институт значительно изменилась. В далёком 1999-м году она начинала преподавать в Дубовицкой базовой школе Кормянского района. В те времена даже факс считался технологической новинкой. Теперь же и для учителя, и для учащегося представлен широчайший выбор средств, которые делают образовательный процесс увлекательнее и проще. Также отмечает, что сегодня на первый план выходит интенсивность, креативность и требовательность ко всем участникам процесса.
Признаётся, что одним из направлений школьной жизни, которое бы она хотела возродить, являются туристические походы. Палатки, костёр и песни под гитару – сейчас этого немного не хватает.
Самым дорогим подарком для учителя считает успехи ученика, а также внимание к учителю после выпуска из школы. Порой простой звонок ценнее самых дорогих подарков.
Не любит ставить плохие отметки ученикам. В этот момент испытывает чувство неудовлетворения от проделанной работы.
С теплом Лилия Павловна вспоминает свой первый выпускной класс. В 2010 году, будучи молодым педагогом, она проводила учеников 9 класса базовой Задубской школы. Ребята перешли на обучение в Хизов, а их бывшая классная всё ещё продолжала следить за успехами детей, которые навсегда остались своими.
Светлана Береснева, заместитель директора по основной деятельности Коротьковской средней школы имени П.П. Качуевского
В первый класс Светлана Ивановна пошла в далёком Казахстане, где первой наставницей была Елена Ивановна Зазуляк. Но любимым её учителем навсегда останется Валентина Сергеевна Лиходиевская, которая преподавала математику в средней школе № 2 г.п. Корма. Во многом благодаря ей она и выбрала педагогическую стезю.
Любит свою профессию за то, что получает обратно любовь от детей, а также за то, что работа позволяет чувствовать себя нужной обществу.
Самым приятным в педагогической деятельности считает горящие тягой к знаниям глаза учеников, их заинтересованность.
Перспективным направлением деятельности нынешней молодёжи видит патриотическое воспитание. Но делает оговорку: в этом процессе обязателен пример старших: родителей, учителей. А ещё считает важным использование современных способов донесения информации, в том числе и через интернет, социальные сети и мессенджеры.
Светлана Ивановна навсегда запомнит такой случай. Вместе с ребятами из Дубовицкой школы они отдыхали в санатории «Надежда», на этот период выпал день рождения учительницы. И каким же было её удивление, когда с самого утра мальчики и девочки, сговорившись, пришли её поздравлять. Кто с цветами, кто с рисунками, конфетами, стихами… Это был настоящий сюрприз, воспоминания о котором она хранит всю жизнь.
Елена Кононова, заместитель директора по основной деятельности гимназии г.п. Корма
Елена Валерьевна уверена: идеальные ученики существуют. При этом совсем не обязательно быть отличником. Главное – заинтересованность и стремление узнать что-то новое. Такой ребёнок наверняка достигнет желаемого результата.
Когда нервы на пределе, есть у педагога свой способ успокоиться. Работает давно проверенный совет психолога: вдох-выдох и счёт до десяти. Эти секунды дают возможность подобрать верную фразу и принять правильное решение.
Признаётся, что её хобби переросло в профессию. Обожает учить детей и взаимодействовать с ними. А ещё – читать. Хорошая книжка, как лучшее лекарство для поднятия настроения.
Вспоминает самое оригинальное поздравление, которое получила от ученика. На перемене Елена Валерьевна заметила на своём столе небольшое нарисованное сердечко с приятными словами. А рядом – такую же маленькую шоколадку. Они растопили её сердце.
Самым ярким моментом в своей карьере уверенно называет 1 сентября 2011 года. Будучи молодым специалистом, начала урок в 5 классе. В тот день впервые познакомилась с детьми. Сейчас эти мальчики и девочки уже взрослые люди, которые с таким же теплом вспоминают свою самую классную классную.
Ольга Николаевна Рудая, заместитель директора по основной деятельности СШ № 1 г.п. Корма
Убеждена: хороший учитель должен любить детей, быть для них образцом во всех аспектах жизни и иметь соответствующий уровень образования.
На вопрос, что, кроме педагогики, она могла бы выбрать делом своей жизни, уверенно отвечает: «Ничего! Только педагогика». Но, подумав, с улыбкой вспоминает, что в детстве хотела стать учителем или бизнес-леди.
Единственным способом успокоить детей считает убеждение. Важно слышать ребёнка, дать ему понять, что его мнение ценно, но при этом нужно уметь расставить приоритеты. В школе всё же главный – педагог, который заслужил авторитет.
Считает, что личный пример учителя во многом станет путеводной звездой для школьников. Если первый учитель привил любовь к искусству, то и дети за ним потянутся, если показал, как здорово заниматься спортом, то в классе появятся спортсмены, а если стал образцом патриотизма, то в Беларуси вырастет новое поколение настоящих патриотов.
Одним из тёплых воспоминаний, которые греют душу учителю, был её переход на работу в среднюю школу №1. Здесь в 2021 году она приступила к должности заместителя директора по учебной работе и, когда впервые пришла в школу, увидела педагогов, которые в своё время учили её в Ворновской школе. Так Ольга Николаевна поняла, что работать здесь будет комфортно.
Елена Борисенко, заместитель директора по основной деятельности Боровобудской школы
Вспоминает момент, когда первый раз вошла в класс к детям. Только-только окончила Речицкий педагогический техникум, а вести урок предстояло у девятиклассников – почти ровесников. Растерянность была её первым спутником, но потом она быстро сменилась уверенностью в себе. С ребятами подружились.
Согласна с мнением Президента Александра Лукашенко: воспитать патриота может только патриот. Исключительно личным примером, реальными историями можно привить ребёнку интерес к
нашему прошлому, желание его сохранить и передать следующим поколениям.
Рассказывает, что ей в работе помогает усидчивость и целеустремлённость. Иногда нужно уметь себя заставить.
Любимое времяпрепровождение для неё – отдых с семьёй. И совсем не важно, будет ли это прогулка по парку, просмотр телевизора или путешествие. Главное – вместе.
С улыбкой вспоминает, как в первый год своей работы, будучи учителем английского, ей предстояло принять экзамен у ребят, изучающих немецкий. Вот так практически за несколько месяцев она освоила новый для себя язык – научилась и читать, и писать, и разбираться в немецкой грамматике.
Татьяна КУЛАКОВА, фото автора